0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СРО оценщиков — что это функции

В связи с получением рассылок от Сбербанка по поводу новых правил взаимодействия с оценочными компаниями остро встал вопрос о трактовке положений ст. 15.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке).

В письмах Сбербанка указано, что «оценочная организация должна иметь в штате не менее двух оценщиков (для которых данная организация является основным местом работы)».

Но в положениях ст. 15.1. Закона об оценке сказано следующее: юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух оценщиков.

Что же это значит «иметь в штате» двух оценщиков? НП «АРМО» подготовило простые разъяснения по этому вопросу.

Начнем с простого: как вообще работает оценщик?

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона об оценке оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

Чтобы работать именно в оценочной компании и подписывать отчеты об оценке нужно иметь трудовой договор.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

А трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Заключая трудовой договор с оценочной компанией, оценщик вступает в трудовые отношения, которые полностью регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, трудовым договором и локальными актами работодателя.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Понятно, а что такое «штатное расписание»?

Любое юридическое лицо определяет свою внутреннею структуру и количество работников, необходимых для выполнения бизнес-процесса.

С точки зрения государства такая структура закрепляется в штатном расписании. Именно в этом документе юридическое лицо определяет сколько у него будет структурных подразделений, какие будут должности, количество работников (они называются «штатные единицы») и размер их оклада.

Таким образом, заключая трудовой договор с оценщиком подразумевается, что у оценочной компании есть штатное расписание, которое предусматривает минимум два штатные единицы «оценщик».

И тогда «штатный работник» это кто?

Это лицо, с которым компания заключила трудовой договор в соответствии со своим штатным расписанием.

У оценочной компании таких штатных работников должно быть не менее двух. Эти работники должны быть членами СРОО, иметь страховку, иметь квалификационный аттестат и их членство в СРОО не должно быть приостановлено.

При этом оценочная компания может заключить со своим штатным работником трудовой договор по совместительству. Это прямо предусмотрено ТК РФ.

А что такое «основное место работы»?

Забавно, но несмотря на повсеместное использование этого термина, его официального определения в ТК РФ нет.

Из содержания различных статей ТК РФ следует, что под основным местом работы подразумевается тот работодатель, у которого работник проводит большее количество своего рабочего времени и который хранит его трудовую книжку.

Формально в ст. 66 ТК РФ написано, что работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

А что такое «совместительство»?

У работника может быть много мест работы, но только одно из них может быть основным. Все остальные места работы — это работа на условиях совместительства. ТК РФ не ограничивает количество работодателей, с которыми работник может работать на условиях совместительства.

В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Из этого следует, что оценщик может заключить трудовой договор по совместительству с другим работодателем и быть у него также штатным работником.

Это абсолютно законно.

И что из этого следует?

Из этого следует, что ст.15.1 Закона об оценке прямо допускает, что юридическое лицо может иметь двух работников на следующих условиях:

Читать еще:  Абиссинская скважина как провести на участке автономное водоснабжение?

    штатного оценщика на основании трудового договора (например, бессрочный трудовой договор по основному месту работы); штатного оценщика на основании трудового договора по совместительству.

Нужно ли вносить запись в трудовую книжку о совместительстве?

Запись в трудовую книжку обязательно надо вносить только по основному месту работы. При работе по совместительству внесение такой записи не является обязательным требованием.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

По желанию работника запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству производится по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. В графе 1 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата приема на работу в качестве совместителя, в графе 3 делается запись о принятии или назначении в качестве совместителя в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности, специальности, профессии с указанием квалификации, в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер. В таком же порядке производится запись об увольнении с этой работы.

Подробнее с инструкцией как заполнять трудовую книжку можно ознакомиться вот здесь.

Стоит отметить, что уже несколько лет ведутся дискуссии об отмене трудовых книжек. Мы это поддерживаем.

Если я директор и оценщик?

Такая ситуация сильно распространена в оценочной среде. Часто директор оценочной компании сам же является одним из двух оценщиков.

В этом случае логичнее использовать другую правовую конструкцию – совмещение должностей.

Совмещение отличается от совместительства тем, что в первом случае работа осуществляется в течение основного рабочего времени у того же работодателя, а при совместительстве – в свободное от основной работы время у любого работодателя.

Т.е. директор оценочной компании может одновременно осуществлять в рамках совмещения и трудовую функцию оценщика.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

В этом случае не нужно заключать новый трудовой договор. Достаточно подписать дополнительное соглашение к уже действующему трудовому договору. В таком соглашении устанавливается срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты за совмещение. На основании соглашения издается приказ.

Запись в трудовую книжку о совмещении должностей не делается.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.98 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 24.10. Национальный совет по оценочной деятельности и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков

В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности саморегулируемые организации оценщиков образуют Национальный совет.

Национальным советом признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрирована уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков.

Некоммерческая организация, соответствующая требованиям части второй настоящей статьи, подлежит регистрации в качестве Национального совета по истечении трех дней с даты представления в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, следующих документов:

заявление о регистрации в качестве Национального совета;

надлежащим образом заверенные копии учредительных документов;

заверенные некоммерческой организацией копии заявлений о вступлении в некоммерческую организацию всех ее членов.

Основными функциями Национального совета являются:

обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;

представление интересов саморегулируемых организаций оценщиков в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;

формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;

защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций оценщиков;

Читать еще:  Акриловый лак для дерева виды и применение

разработка федеральных стандартов оценки;

осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценочную деятельность, и представление рекомендаций к их утверждению уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

рассмотрение образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области оценочной деятельности, и рекомендация таких программ к утверждению;

разработка программ профессиональной переподготовки оценщиков;

разработка рекомендаций о минимальном стаже оценщиков, сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации оценщиков;

создание общероссийского третейского суда в области оценочной деятельности;

рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности, оценщиков;

формирование программы разработки федеральных стандартов оценки;

размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, переданных Национальному совету по оценочной деятельности, в случае, установленном статьей 24.8 настоящего Федерального закона;

возврат имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков и переданного Национальному совету по оценочной деятельности, в случае, установленном статьей 24.8 настоящего Федерального закона;

формирование аттестационной комиссии Национального совета по оценочной деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

проектирование и внедрение специального программого обеспечения, используемого для проведения единого квалификационного экзамена;

установление размера и порядка взимания платы за прием единых квалификационных экзаменов по согласованию с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

утверждение плана проведения единых квалификационных экзаменов по согласованию с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

ведение реестра квалификационных аттестатов.

Для реализации установленных настоящим Федеральным законом функций в Национальном совете образуется коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включается по одному представителю от каждой являющейся членом Национального совета саморегулируемой организации оценщиков.

Не более чем двадцать пять процентов состава коллегиального органа управления Национального совета должны составлять независимые эксперты, потребители услуг в области оценочной деятельности, представители научной и педагогической общественности и иные не являющиеся членами или представителями членов саморегулируемых организаций оценщиков лица.

Председатель коллегиального органа управления Национального совета избирается на его первом заседании из числа его членов.

Председателем коллегиального органа управления Национального совета не могут быть представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В Национальном совете образуется коллегиальный исполнительный орган управления, численный и персональный составы которого утверждаются коллегиальным органом управления Национального совета.

Лица, являющиеся членами коллегиального исполнительного органа управления Национального совета, а также его работники не вправе:

учреждать юридические лица, осуществляющие оценочную деятельность, или являться членами органов управления таких юридических лиц, их дочерних и зависимых обществ;

заключать трудовые договоры с членами саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемые организации оценщиков вправе образовывать союзы (ассоциации) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Оценочная деятельность разбалансирована государством

Разрушение существующей системы оценки недвижимости и других активов может дорого обойтись государству

Уже давно никого не удивляет то обстоятельство, что попытки государства вмешаться в рыночные процессы приводят зачастую к плачевным результатам. Судя по всему, не самого лучшего исхода можно ожидать и от ситуации с вмешательством властей в сферу оценочной деятельности.

Если очень хочется

Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов признает, что наблюдаемая неразбериха в оценочной деятельности тормозит рост экономики. Неправильное определение кадастровой стоимости, завышение оценочной стоимости, заказные оценочные заключения — все это отрицательно влияет на бизнес.

Вопрос в том, как исправить ситуацию? Сегодня государство хочет управлять оценочной деятельностью. Но это неверный путь, регулировать ее должен рынок, считает депутат. Многие недовольны сегодняшней практикой, и в этом обвиняют законодателей, принимающих «плохие» законы, которые нуждаются в корректировке. Однако этого нельзя сделать, если не решить целый ряд системных вопросов.

И комиссары в пыльных шлемах

Один из таких вопросов касается состава комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, от чего в немалой степени зависит объективность рассмотрения дел. Законом «Об оценочной деятельности в РФ» (№135-ФЗ) предусматривается пропорциональное представительство от государства, оценочного сообщества и бизнеса. Однако, по словам президента Ассоциации «СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексея Каминского, пока это не так — сейчас в комиссиях превалируют представители государства.

Хотя Минэкономразвития должно разработать порядок назначения людей в этот орган, оно не торопится этого делать. В свое оправдание представители министерства заявляют, что они-де общались с бизнесменами, и стало ясно, что те не желают участвовать в комиссиях. От имени оценочного сообщества Алексей Каминский возражает: он уверен, что чиновники ведомства разговаривали не с теми предпринимателями. Представители деловых кругов хотят работать в комиссиях. И движет ими прагматический интерес: им выгодно досудебное решение споров, так как это позволяет сэкономить время. А суд — это крайняя и затратная мера.

Засилье же чиновников в комиссиях приведет к тому, что большинство решений будет выноситься в пользу государства, так как задача госслужащих — любыми путями увеличить поступление средств в казну. Но если комиссии будут необъективны, это крайне негативно скажется на всей оценочной практике, к ней просто потеряют доверие. Между тем без достоверной оценки невозможна ни одна сделка на рынке жилой, коммерческой и производственной недвижимости.

Читать еще:  Роликовые грили особенности конструкции

Спецназ СРО

Другая системная проблема связана с проведением экспертизы результатов оценки. До недавнего времени она проводилась специальным подразделением СРО. Это был инструмент контроля оценщика, способ защиты клиентов от действий недобросовестных или малоквалифицированных специалистов. Экспертные комиссии позволяли проводить досудебные разбирательства. Один только пример их эффективности — до 70% отчетов оценщиков направлялись на доработку.

Такая практика существовала много лет. Новый же федеральный закон де-факто отменил проведение экспертизы СРО. Сегодня она может проводиться на добровольной основе, вот только значимость ее уже не та, контрольные функции утеряны. А коли так, то невольно возникает вопрос: а нужны ли СРО вообще в новых условиях?

По мнению Кирилла Кулакова, вице-президента Ассоциации «Объединение саморегулирующих организаций оценщиков», отмена обязательной экспертизы будет иметь негативные последствия. Увеличится число неудовлетворительных оценочных заключений, а реального механизма противодействия этому нет. Нужно срочно вернуть соответствующую норму в законодательство в качестве отдельной функции СРО.

Для этого есть все основания, считает Ирина Шевцова, президент Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков». За годы работы СРО накопили большую информационную базу для анализа результатов оценки — поистине уникальный ресурс, который теперь оставляют не у дел. Это при том, что сегодня на рынке сильно недостает корректной информации, и оценщики зачастую вынуждены ее «выдумывать», что прямо влияет на достоверность оценочных отчетов.

Чего ожидать клиентам? Судебных процессов. Вот только судам будет крайне трудно выносить справедливые решения. Они просто увязнут в экспертизах, не обеспеченных качественными данными.

До основанья. А затем?

Принятые законы привели к разбалансировке всей системы оценочной деятельности, с горечью констатирует вице-президент Российского общества оценки Евгений Нейман. Вместо стройной модели — эклектика. Вместо продуманной политики — сомнительные экспромты. Срочно следует заняться гармонизацией законодательства, многие положения которого невозможно выполнить.

Вместо того чтобы идти по эволюционному пути, улучшая существующую практику, было решено все сломать и на пустом месте строить с нуля. В итоге ни оценщики, ни их клиенты сегодня не защищены. Раз нет подлинной экспертизы, то не существует и способа отстоять свою правоту. Все решения становятся субъективными, а значит, недостоверными. По большому счету мы присутствуем на похоронах оценочной деятельности как вида бизнеса, считает Евгений Нейман.

Догнать Америку

И отдельные граждане, и бизнес остро нуждаются в квалифицированной оценочной деятельности. В связи с ростом налогов, исчисляемых по кадастровой стоимости, потребность в ней будет только возрастать. А по мнению Ирины Радченко, президента Клуба инвесторов «Интеграция», если в стране не установится нормальная оценочная практика, то это напрямую ударит еще и по инвестициям в экономику.

Рынок оценочной деятельности существует во всем мире. В США до 30% сделок по недвижимости оспариваются. В стране действует трехуровневая система для таких споров: на местном, региональном и федеральном уровнях. Те, кто инвестирует в американскую экономику, уверены, что они всегда смогут добиться справедливости. И это в том числе объясняет, почему в США стекаются инвестиции со всего света.

А что же в России? Признаков восстановления инвестиционной активности пока нет.

Список СРО оценщиков, реестр – из чего выбирать?

Первый источник информации о деятельности СРО оценщиков – реестр, в котором всегда можно найти минимальный набор сведений о СРО. Название, город, количество членов и время работы СРО помогут составить первое впечатление о партнёрстве.

  • Во-первых, это уже упомянутая функция ведения реестра СРО оценщиков
  • Во-вторых, надзор за соблюдением СРО тех правил, которые устанавливает закон для деятельности саморегулируемых организаций
  • В-третьих, исключение из реестра СРО через обращение в суд.

Образец резюме оценщика

Очень и очень немногие вузы готовят оценщиков, поэтому обычно приходится идти другим путем: получить высшее экономическое или юридическое образование, затем пройти профильную переподготовку (курсы оценщиков) и вступить в СРО. Перед тем, как стать оценщиком, придется 1-2 года набираться опыта в качестве помощника. Однако не стоит думать, что на этом обучение закончилось — чтобы оценщик мог работать эффективно и точно, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Регулирование деятельности СРО

Функционирование некоммерческих организаций, осуществляющих оценочную деятельность, находится под постоянным контролем Росреестра. Эта федеральная структура, сообразно актуальному списку СРО оценщиков, проводит постоянный мониторинг деятельности партнерств на предмет соответствия федеральному законодательству.

В случае выявляемых нарушений, организация исключается из реестра.

Так же в соответствии с внутренним регламентом компании не реже одного раза в три года осуществляется инспектирование сотрудников на соответствие их профессиональной квалификации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector